Анализ конкурентов — для чего нужен

Анализ конкурентов — это бизнес разведка. Чем лучше вы знаете своих соперников, тем больше шансов быть на шаг впереди. Регулярный анализ поведения конкурентов помогает компаниям адаптировать собственные стратегии под запросы рынка.

Зачем нужен анализ

Оценка сильных и слабых сторон конкурента по сравнению с вашим продуктом — это постоянная часть бизнес-процессов.

Анализ проводится не только перед запуском продукта. Специалисты советуют регулярно мониторить действия конкурентов по разным критериям. Например:

общая стратегия и позиционирование на рынке;
ценовая политика;
ассортимент продукции или «наполнение» конкретной услуги;
использование рекламных каналов;
как используются digital инструменты для продвижения.

Комплексный анализ конкурентов закрывает ряд вопросов и помогает понять: в каком положении относительно конкурентов находится компания. Проведя анализ, владелец бизнеса может:

узнать уровень конкуренции в нише (слабые и сильные игроки рынка);
оценить перспективы развития и продвижения;
найти слабые стороны компании и «докрутить» их на основании стратегий других;
подглядеть у конкурентов новые идеи для продукта, рекламы или продвижения;
разработать УТП и отстроиться от конкурентов;
установить маркетинговые цели.

Этапы анализа

Разберем этапы конкурентного анализа в комплексе.

Определите основных конкурентов
Если кажется, что вы знаете всех основных конкурентов в своей нише, лучше еще раз присмотреться к окружению. Рынок всегда меняется: появляются новые громкие имена, а старые компании прекращают работу. Важно держать руку на пульсе.

Как это можно сделать:

опросите существующих и потенциальных клиентов. Их мнение подскажет, кто на рынке пользуется популярностью;
поговорите с собственными менеджерами по продажам. Они чаще всего первые получают информацию от клиентов, что у фирмы «А» — лучше цены. А компания «Б» предлагает дополнительные услуги.
Анализ продукта
С большей долей вероятности у конкурента есть сайт, где он рассказывает о преимуществах продукта или услуги. Сайт — это первичный источник информации.

Здесь можно узнать все об активности данной компании: из чего состоит продукт, сколько он стоит, насколько сайт удобен и информативен для клиента, как работают менеджеры в онлайн-чате или по телефону.

Анализ рекламных каналов
Информация об используемых рекламных каналах даст представление о том, куда и сколько денег тратит конкурент на привлечение клиентов. 

Анализ рекламных активностей конкурента поможет узнать:

какие каналы рекламы используются;
как конкурент привлекает внимание к своей рекламе (формат, тексты объявлений);
на какую ЦА рассчитана реклама.

Поняв, где находится ваш прямой конкурент, можно скорректировать стратегию платного продвижения. Например, сконцентрироваться на продвижении там, где с целевой аудиторией пока никто не работает.

Что делать с результатами конкурентного анализа
Проведя анализ и оценив действия конкурентов, самое время делать выводы. Что полезного можно вынести из этого исследования:

Заимствовать успешные идеи
Можно взять на вооружение успешные идеи у соперника и доработать собственный продукт.

Найти свою лучшую сторону
Знание сильных и слабых сторон конкурентов поможет найти свое самое яркое преимущество и отстроиться от конкурентов.

Оптимизировать стратегию
Понимание того, как функционирует бизнес конкурента позволит скорректировать стратегию: добавить новые каналы продвижения, улучшить работу менеджеров по продажам, запустить рекламные кампании.

Регулярный мониторинг рынка — это процесс, который позволит успешно конкурировать и развиваться, использовать чужие ошибки и улучшать свой продукт.